Блокчейн и финансовая система
Блокчейн и финансовая система
          Мировая экономика оперирует триллионами долларов каждый день и обеспечивает ресурсами все человечество, но, как и любая сложная структура, существующая финансовая система нуждается в реформации и адаптации к новым реалиям.
Общество столкнулось со множеством структурных проблем в существующей экономической системе – цепочки посредников, бюрократия, создающие задержки в движении капитала, непрозрачность, открывающая возможности для мошенничества и преступности. Например, 45% финансовых посредников, таких как платежные системы и фондовые биржи, ежегодно страдают от экономических преступлений; это составляет 37% всей экономики. Неудивительно, что затраты на соблюдение нормативно-правовых требований все продолжают расти и остаются главной заботой для банкиров. В свою очередь, это увеличивает стоимость продукта и дополнительное финансовое бремя в конечном итоге несет потребитель.

Встает вопрос: почему наша финансовая система настолько неэффективна?
          Во-первых, она устарела. Последняя серьезная реформация была в 1976 году – когда была создана Ямайская система плавающих валютных курсов и отменен золотой стандарт. Мы уже давно живем в цифровом мире, а финансовый сектор выглядит как куча промышленных технологий и бумажных процессов, одетых в цифровую упаковку. Финансовая система опирается на устаревшие экономические модели, в которых агенты принимают абсолютно рациональные решения, иногда распределяя свои средства вплоть до горизонта всего жизненного цикла (например, «Теория жизненного цикла» Ф. Модльяни). Хотя исследования в области поведенческой экономики ведутся уже много лет, только в этом году пришло настоящее признание в виде Нобелевской премии Р. Татлеру.
Во-вторых, финансовый строй глубоко централизован, это делает его трудно адаптируемым и уязвимым для системных сбоев и атак.
В-третьих, это лишение доступа миллиардов людей к основным финансовым инструментам. Банкиры в значительной степени избегали своего рода творческого разрушения, которое, будучи беспорядочным и децентрализованным, имеет решающее значение для экономической жизнеспособности и прогресса. Клаус Шваб (председатель Международного экономического форума) опубликовал статью, где определил черты Четвертой промышленной революции. Он отметил, что есть три признака того, что происходит новая революция: скорость, объем изменений и их влияние на систему. Экономика начала трансформироваться на наших глазах с помощью широкого распространения мобильных устройств и компьютеров с беспрецедентной вычислительной мощностью и объемом памяти, миллиарды людей получили онлайн-доступ к мировой базе информации без ограничений. Все эти возможности будут и дальше умножаться на новые технологические прорывы в таких областях, как искусственный интеллект, робототехника, Интернет вещей (IoT), автономные транспортные средства, трехмерная печать, нанотехнология, биотехнология, хранение энергии и квантовые вычисления. Блокчейн может стать объединяющей технологией, которая свяжет эти сферы вместе и даст им экспоненциальный рост, создавая новую экономическую парадигму. Децентрализация, прозрачность и низкие издержки – вот драйверы роста почти любой отрасли.
          Блокчейн с 2009 года является одной из самых обсуждаемых технологий на мировых финансовых рынках. Он вызвал значительный интерес в отрасли благодаря своим преимуществам в виде децентрализованного открытого реестра хранения информации, кибербезопасности и возможности проводить транзакции с помощью криптовалют. Если упростить – это огромный, глобально распределенный кибер-бухгалтер, который работает на миллионах устройств и способен записывать все ценное в открытый реестр данных.
Деньги, акции, облигации, права собственности, документы, контракты и практически все другие виды активов могут безопасно перемещаться и надежно храниться. Движение активов происходит напрямую между участниками (p2p) без каких-либо посредников, доверие в системе обеспечивает система голосования на основе консенсуса, криптография и открытые реестры хранения информации, а не государства или банки.
Впервые в истории человечества две или более стороны, будь то предприятия или физические лица, даже не знающие друг друга, могут заключать соглашения, совершать сделки и создавать ценности, не полагаясь на посредников. Благодаря сокращению транзакционных издержек среди всех участников экономики технология блокчейн может сделать многие из наших существующих организационных форм излишними. Например, как новые бизнес-проекты получают доступ к капиталу? Традиционно стартапы ищут бизнес-ангелов на ранних стадиях развития бизнеса, затем после удачного запуска на рынке ориентируются на венчурных капиталистов, в конечном счете все стремятся к IPO на фондовой бирже. Инвестиционный рынок капитала поддерживает ряд посредников, таких как инвестиционные банкиры, биржевые операторы, аудиторы, юристы и платформы для массового финансирования (такие как Kickstarter и Indiegogo). Блокчейн изменяет это уравнение, позволяя компаниям любого размера и на любом этапе развития бизнеса собирать деньги в одноранговой сети (p2p) посредством глобальной эмиссии распределенных акций. Этот новый механизм финансирования уже трансформирует отрасль инвестиций.
В 2017 году блокчейн-проекты собрали 3 миллиарда долларов через то, что мы называем первичным предложением на покупку токенов (ICO, а не IPO). ICO токены – это не просто новые криптовалюты, маскирующие себя как компании, они представляют собой платформы для управления цифровыми правами на активы (например, SingularDTV), распределенные венчурные фонды (например, BlackMoon) и даже новые платформы, позволяющие легко инвестировать в ICO и управлять цифровыми активами (например, Adara, ICONOMI, Comsa). Adara – финансовая блокчейн-экосистема, объединяющая инвестиционные инструменты для блокчейн-проектов и для компаний с реальными активами, предоставляя им доступ к ликвидности на крипторынке.

         Как и у любой принципиально новой бизнес-модели, у ICO есть свои риски, законодательство еще не сформировано, раскрытие информации о компаниях, проводящих ICO, очень скудное, часть стартапов, проводивших ICO, уже разорились. Но плюсы нового вида финансирования уже очевидны, ICO могут повысить эффективность финансирования, снизить стоимость капитала для предпринимателей и инвесторов, демократизировать участие в рынках инвестиций и усилить трансграничное движение капитала.
Если мир венчурного капитала может радикально измениться уже через год, что еще может преобразовать блокчейн? Финансы являются лишь верхушкой айсберга. Политическое управление, медицинская система, права собственности – все эти общественные институты будут изменяться под влиянием технологии блокчейн, содействуя его глобальному распространению. Как и в случае предшествующих глобальных сдвигов финансовой парадигмы, блокчейн создаст победителей и проигравших. Лично я бы хотела, чтобы неизбежное столкновение превратило старую денежную машину в новую платформу для всеобщего процветания и финансовых свобод.